Но реальность такова, что никому это было не удобно. И в настоящее время мы активно совершаем юридически значимые действия на тех же Госуслугах с помощью своей учётной записи (читай: «простой электронной подписи»).
Кроме того, возможно использование фотографии паспорта вместе с лицом человека (хотя здесь могут возникнуть проблемы с Законом о персональных данных), дактилоскопический функционал на экране телефона, связка логин-пароль и т.д.
Иными словами, лучше всего использовать то, что используют банки, государственные сайты и большинство участников рынка, потому что таким образом вы находитесь в канве обычных правовых отношений.
Но не подписью единой. Мы также можем использовать такую вещь как конклюдентные действия (Ст. 158 ГК РФ). Лучше, конечно, в дополнение к ПЭП.
Это некие действия, совершаемые лицом, направленные на заключение договора. Но важно, что это определённый вид действий, направленных на заключение сделки, имеющих специальных характер. Особенно сильно важность этой категории действий раскрывается в контексте института договора оферты.
Вот стоит на улице вендинговая машина. Каким образом заключается договор на покупку шоколадки? Человек подходит, выбирает шоколад, набирает комбинацию цифр, после чего прикладывает карту – и автомат выносит ему шоколад в окошко: сделка купли-продажи совершена. Т.е. некий человек совершил определённый набор конклюдентных действий и ему вынесли шоколад.
Наиболее явным конклюдентным действием является перечисление денежных средств или их принятие. Но этим они не ограничиваются. В частности, ими могут быть переписка сторон, использование некоего сервиса, который прямо говорит пользователю о том, что его использование подразумевает заключение договора оферты, заполнение формы регистрации и т.д.
Как правило конклюдентные действия не связывают с подписанием договора, так как это размывает их специальный характер. Подписание договора – это совершение строго определённого ритуального действия по выражению прямой воли на заключение договора.
Однако, помимо прочего всегда существует опасность того, что лицо, представляющееся контрагентом (стороной), ей не является. Но это предмет рассмотрения другой статьи.