Недавно задержали Аяза Шабутдинова и это подтолкнуло меня к размышлениям. Сразу оговорюсь, что не питаю восторга по поводу его деятельности, невозможно сходить на курсы и создать бизнес. Да и к российскому насквозь инквизиционному уголовному процессу отношусь скорее негативно. Даже с визуальной точки зрения, эти клетки и аквариумы, куда засовывают ещё не осужденных и неопасных людей, отвратительны.
Особенно когда ещё даже нет обвинительного акта, особенно по экономическим преступлениям. Конечно, клетки возможны, но должны применяться в исключительных случаях, когда подсудимый действительно представляет действующую опасность для окружающих. Сейчас это напоминает мне фильм «Чернокнижник», где на антогониста нужно было нацепить какой-то замок на пальцы, чтобы он не смог колдовать. Может быть, суд понимает слово «инфоцыганин» не совсем так, как я, не знаю...
Но в любом случае необоснованность и незаконность одного акта власти не всегда делает другой акт необоснованным, давайте не забывать об этом. Оговорюсь, что я цивилист и не большой эксперт в уголовном праве, ни разу и никогда не стремился им быть, сходу могу сказать, что тут есть такой момент, что Аяз замешан во многих судах и различных спорах, касающихся качества оказываемых услуг. Но другой вопрос, насколько его действия подпадают под уголовку, а насколько – под нормы гражданско-правовой ответственности.
Дела о неисполнении обязательств порой действительно сложно отличить от уголовного дела по мошенничеству. Главное здесь – умысел на неисполнение обязательств до вступления в договорные отношения. Иными словами, он виновен в случае, если изначально хотел обмануть о качестве услуг, их содержании и т.д. Как раз умысел доказать сложнее всего. Но не невозможно. Мне вспомнилось дело, с которым знакомился: один товарищ взял деньги, но не осуществил поставку – несколько лет условно. Казалось бы, гражданско-правовой иск – и дело с концом. Но нет, держи срок, хотя бы и условный. Порой и такое бывает.
Другой момент: деятельность Аяз вёл через Автономную некоммерческую организацию ("АНО") «Центр развития предпринимательства». Некоммерческая организация – это та, чьей основной целью не является заработок денег.
Но это не значит, что такая организация не имеет права заниматься заработком денег, может, но с некоторыми ограничениями. Кроме того, важным отличием такой организации является то, что она может получать деньги безвозмездно, для достижения основных целей своей деятельности (с коммерческими организациями всё не так просто), а также у них есть своя специфика в налогообложении. Цель данного АНО было образование, т.е. штука совершенно нематериальная и трудноопределяемая. Как понять, что ты добился предпринимательского образования, если оно даже определяется как рисковая деятельность?
Смутность понятия "образования", «некоммерческая деятельность» - это черепахи, которые держат на себе мир инфобизнеса и... отмывания денег во-многом тоже. Я ничего не утверждаю и ни на что не намекаю, я не имею понятия о том, что и как там делалось, просто рассуждаю, что периодически эти вещи связаны.
Ну и в конце моей безусловно сумбурной ассоциативной цепочки мне вспоминается закон «О политических партиях», где написано, что те имеют право ограниченно заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе «продажа и сдача в аренду имеющегося в собственности политической партии движимого и недвижимого имущества» для достижения целей партии.