В России за последние пару лет, до реформы института исковой давности, активизировалась Прокуратура, которая активно пересматривала итоги приватизации.
А в Казахстане решили не мелочиться и приняли закон о возврате незаконно приобретённых активов, предоставляющий новый иск. Закон занимательный – и это ещё мягко сказано!
Упрощая, формируется реестр лиц, обладающих активами, бо́льшими пороговых значений (тринадцатимиллионнократный размер месячного расчетного показателя), и в отношении которых имеются «разумные» сомнения в законности приобретения. Закон учитывает категории аффилированных лиц, правопреемников и добросоветных приобретателей.
После включения в реестр лицо вправе направить декларацию, подтверждающую законность приобретения активов – и тогда его из реестра могут вычеркнуть, либо может добровольно вернуть активы государству – и тогда ему за это ничего не будет. В противном случае на это лицо могут подать в суд, где на него же будет переложено бремя доказывания.
В этом ключевая новация системы: теперь обладатели определённого состояния, в законности приобретения которого появляется практически любое сомнение (разумность – категория расплывчатая), обязано само доказывать законность обладания этими активами – равно как это должны доказать его правопреемники.
Это оружие массового поражения. Теперь любая сделка с активами из страны должна проводиться не просто с оглядкой на законность происхождения. Теперь приобретатель будет обязан проводить доскональное исследование законности всей цепочки сделок, с учётом даже антимонопольного законодательства, и заключаться только когда будет уверен, что сможет доказать добросовестность. Напоминает банкротные правила, но ещё жёстче.
Рано говорить что-то определённое об эффективности закона, поскольку он размыт и цель его в другом – предоставить широкие механизмы возврата активов государству. Поэтому нужно следить за правоприменением. А мы будем следить – и с огромным интересом!