Мы помним новости о специфическом поведении маркетплейсов в последние годы (в основном одного известного). И наконец Госдуме предложен законопроект № 445923-8. Он пока на предварительном рассмотрении, но Ozon уже направил свои возражения. Во многом небезосновательные. Кратенько рассмотрим важные с нашей точки зрения положения:
Определяется Маркетплейс: это программа или сайт, позволяющие потребителю ознакомиться с информацией о продавце и товаре и заключить договор.
Я бы сказал, что Маркетплейс – это набор личных кабинетов продавцов и клиентов, механика из взаимодействия и поиск. Всё остальное – дополнительно. То есть, база данных, которой Владелец на свое усмотрение управляет. При этом личный кабинет в проекте определяется как информационный ресурс, но что это не совсем понятно. Не менее важно:
1. Ограничивается возможность блокирования товаров и продавцов
2. Маркетплейсу нельзя продавать свою продукцию, если годовая выручка выше 150 млрд. рублей, только если нет подобных предложений от продавцов.
Удивительное ограничения полномочий Владельцев и довольно сомнительная формулировка. Тут Озон прав: по какой причине это можно крупному ритейлу, но нельзя маркетплейсам? И когда товар перестаёт быть их? Если это совместное предприятие? А если это другое лицо, то какие критерии контроля применимы? И почему маркетплейсы не запретят продажу такого товара другими продавцами? Обоснование элементарное – борьба с недобросовестной конкуренцией (пример Amazon, но бороться с ней можно же и другими средствами… Просто законодатель, будь он последователен, должен тогда ограничить в правах вообще все базы данных, агрегаторы и т.д., вплоть до Яндекса. Пока это действительно выглядит как дискриминация.
3. Требования потребителя, возникающие при обнаружении в товаре недостатков, теперь можно предъявлять, помимо продавца, к Владельцу Маркетплейса.
4. Маркетплейсы не смогут отказаться от ответственности за недостоверность информации о товаре или продавце, даже если информация была предоставлена не самим маркетплейсом, а продавцом.
Последние два – самые существенные. Теперь требования можно будет предъявить самому маркетплейсу так, как будто маркетплейс – это уже продавец. Абсолютно невыполнимое условие. Зачем тогда маркетплейсам в принципе работать агрегаторами? Гораздо логичнее стать ретейлом. Как будто законопроект к этому и подталкивает.
Регулирование нужно, но законопроект очевидно сырой и радикальный.