Оговорюсь, что в этой статье мы говорим только об односторонних санкциях. Помимо них есть ещё многосторонние санкции, чья эффективность исторически выше, но их вводит Совбез ООН, а у России есть право вето, поэтому нас они сильно не интересуют, так как их в отношении РФ их не вводили. Кроме того, я говорю о санкциях из США, европейские обладают своими особенностями.
Со временем в значениях выделился оттенок «наказание со стороны управомоченного». Но какие правовые основания существуют для санкций против России? Дискреция государства.
Иными словами, санкция – это ограничение, которое устанавливает государство в отношении другого государства, либо определённых граждан, юридических лиц, имущества и т.д. Конечно, есть точка зрения, утверждающая санкцию как некое наказание, но это было бы верно, если бы над государствами был какой-то международный правопорядок (а его нет).
Ну то есть государство или союз государств решает ввести санкции в отношении лица или сектора в одной стране, но их обходят, создавая новые лица или работая в другой стране? Ввести штрафы или санкции в отношении нового лица или предприятия из сектора в другой стране. Последнее и есть вторичные санкции.
Как это работает на практике на примере персональных санкций (в отношении конкретных лиц)? Некое лицо (a) заносят в специальный SDN список, он публичен, и если другое лицо из другого государства (b) захочет в достаточно значительной мере (это размытая оценочная категория) с ним взаимодействовать, это лицо (b) рискует попасть в тот же SDN list. Если кто-то (c) захочет так же взаимодействовать с таким лицом (b), оно тоже рискует попасть в санкционный список и т.д. и т.д.
Каким образом США распространяет свою власть на другие государства и их внутренних экономических акторов, вводя свои санкции, и почему все их слушают? Обычно используется хитрое обоснование, т.н. US-nexus (связь с США). Если вы когда-нибудь работали с каким-то банком, эта связь, с т.з. США, уже есть. Это особенность банковской системы, она долларизована и америкоцентрична: как все дороги ведут в Рим, так и все цепочки финансовых транзакций тоже ведут в США. Но у нас остался просёлок.
А раз связь с США есть, то никто с ними ссориться не хочет, дабы не получить отключение от важнейших рыночных инструментов, т.о. все разумные участники рынка обычно вынуждены соблюдать их законодательство. То есть штрафы и вторичные санкции работают по тому же принципу, что и наказание за преступление на территории страны, только территория США – это весь мир, подключённый к US-nexus.
Но такое ли это совершенное оружие? Не совсем, и тому есть несколько причин:
-
Вторичные санкции не могут быть третичными или четвертичными, тут важно доказать существенную связь между лицом из SDN-листа и лицом, в отношении которого вводят вторичные санкции. Но если между вами находится другое лицо, а лучше если таких лиц несколько, строго говоря, никакой связи попросту нет и вы можете спать спокойно.
-
У каждого актора всегда много контрагентов, которые могут размыть критерий значительности или снизить вероятность обнаружения взаимодействия с лицом из SDN list.
-
Рано или поздно следствие обязательно выходит на себя. Глупо отрицать, что одними из нарушителей санкционных режимов часто являются сами государства, санкции вводящие, либо государства или лица, с которыми не хочется ссориться. В итоге приведение в исполнение санкционного режима превращается в подковёрную грызню.
-
Конституциями большинства стран запрещено ограничение прав своих граждан, поэтому их можно только штрафовать. Этим, к примеру, занимается OFAC, но и у них бывают связаны руки.
И действительно, сначала это оружие массового поражения боялись использовать даже США, но со временем всё стало интереснее:
К настоящему моменту, согласно найденному мной правдоподобному исследованию, число лиц под вторичными санкциями приближается к 500, около 100 в КНР, 75 из ОАЭ и 66 из Турции (довольно реалистично) и рост их числа ежегодно ускоряется с арифметической прогрессией.
500 - это не так уж и много в мировом масштабе, но кто знает, может быть следующим будешь ты? Или получишь штраф? Санкционная политика США достаточно продумана в том смысле, что работает по принципу постепенного ритмичного повышения ставок. Да, максимальное повышение ставок обрушат всё, но этот момент наступит нескоро.
Компетентные органы США оказывают постоянное давление на российских торговых партнёров, разным образом угрожая и убеждая прекратить взаимодействие с российскими гражданами. Не забывайте, что размытие и усложнение цепочек торговли сработало так же и в негативную сторону для российских торговых агентов: если стало сложнее найти подсанкционное лицо, то теперь подсанкционные лица все, и гораздо лучше будет этим банкам вовсе прекратить какое-либо взаимодействие с российскими контрагентами. И не забывайте про секторальные санкции. В результате банковский комплаенс усложняется многократно и банки отказываются от русских.
С этим и связано великое предательство ряда китайских, дубайских, турецких, киргизских и т.д. банков и заморозка транзакций с российскими контрагентами.
Поэтому игра США – это постепенно повышать ставки каждый раз, когда торговля более-менее приспосабливается к текущей санкционной конъюнктуре, разрушая её новыми пакетами санкций, вторичными санкциями, и прямым взаимодействием с банками, с угрозами разных нехороших последствий и т.д.
Также нельзя забывать и про другие механизмы воздействия, например законодательство США о запрете отмывания денег, которое также должны соблюдать все финансовые образования и с исполнением которых всегда есть проблемы и которое всегда можно использовать в этой бесконечной игре. И уголовные наказания за нарушения санкций тоже возможны, хотя и крайне редки.
Такова ситуация на сегодня. В других статьях мы раскроем проблематику цифровых валют, ЦФО, вышеупомянутых биржевых махинаций и отказы иностранных банков от работы с нашими согражданами.
Главное помните, что не бывает безвыходных санкционных ограничений. The spice must flow.