RU

EN CN

Проверка компании и контрагентов на санкции

Санкционные ограничения со стороны США, ЕС, Великобритании и других юрисдикций охватывают не только прямых адресатов, но и аффилированные структуры, посредников и даже участников сделок. Проверка компании или её контрагента на соответствие санкционному законодательству позволяет выявить скрытые риски и избежать блокировки активов, отказов в расчётах, вторичных санкций и репутационных потерь.

Свяжитесь с нами

Оставьте заявку и наши юристы свяжутся с Вами в ближайшее время, чтобы провести консультацию по Вашему вопросу

Имя *
Это поле обязательно для заполнения
Телефон *
Это поле обязательно для заполнения
E-mail
Введён некорректный e-mail
Сообщение
Поле проверки на робота должно быть заполнено.
Необходимо ваше согласие на обработку персональных данных

Подробнее об услуге

  • Санкционный комплаенс в современной бизнес-среде
  • Как проводится проверка на предмет конфликта с санкционным законодательством

Современные санкционные режимы становятся всё более многоуровневыми и технологически изощрёнными. Компании и физические лица могут оказаться под санкциями не только напрямую, но и через участие в цепочках собственности, аффилированные структуры или транзакции с подсанкционными лицами. Нарушение таких норм может привести к блокировке расчётов, отказу в обслуживании со стороны банков, уголовной или административной ответственности, а также — к существенным репутационным потерям.

Проверка компании или её контрагента на предмет конфликта с санкционным законодательством позволяет выявить потенциальные риски до того, как будет заключена сделка, переведены средства или подписаны документы. Такая проверка необходима не только крупным экспортёрам и международным холдингам, но и среднему бизнесу, который работает с внешними рынками, принимает иностранные инвестиции, использует зарубежные платёжные системы или участвует в глобальных цепочках поставок.

Особое значение имеет так называемое «правило 50%», применяемое, в частности, в санкционном регулировании США (OFAC). Даже если контрагент сам не включён в санкционный список, но более 50% его принадлежит одному или нескольким подсанкционным лицам — он считается заблокированным лицом в полном объёме. Аналогичные подходы закреплены в практике ЕС и Великобритании. Без комплексной проверки бенефициарной структуры выявить такой риск невозможно.

Проверка особенно актуальна:

  • при работе с новым иностранным партнёром или поставщиком;

  • при участии в международной сделке, расчётах в валюте или транзите через банки с комплаенс-требованиями;

  • при получении инвестиций или займов из-за рубежа;

  • при заключении контрактов в регулируемых отраслях (нефть, оборонка, технологии, финансы);

  • при использовании номинальных структур или офшоров.

Процедура санкционной проверки строится на комплексном правовом и фактическом анализе информации о компании или контрагенте. Цель — установить, попадает ли лицо под ограничения, предусмотренные международными или национальными санкциями, либо связано ли с подсанкционными субъектами через структуру владения, контроль или цепочку сделок.

1. Сбор и анализ исходной информации

Проверка начинается с детального изучения:

  • регистрационных данных компании (наименование, страна регистрации, юридический адрес, ИНН, ОГРН и др.);

  • структуры собственников и бенефициаров;

  • данных о руководителях и представителях;

  • сферы деятельности, географии операций, отраслевой принадлежности;

  • участии в международных проектах или публичных закупках.

Если речь идёт о потенциальном контрагенте — проводится анализ доступной информации из открытых источников, платных баз данных и реестров.

2. Проверка по санкционным спискам

Проводится автоматизированная и ручная проверка по действующим санкционным базам:

  • OFAC (США) — SDN List, SSI List, Non-SDN Lists;

  • ЕС — Consolidated Sanctions List;

  • Великобритания — UK Sanctions List (OFSI);

  • ООН — списки по резолюциям Совбеза;

  • РФ — санкции по указам Президента и постановлениям Правительства;

  • санкционные списки Канады, Австралии, Японии, Швейцарии и др.

Проверка проводится не только по наименованию, но и по идентификаторам, транслитерациям, аффилированным лицам и организациям.

3. Установление аффилированности и применение «правила 50%»

Проводится анализ:

  • цепочки собственности и контроля;

  • участия лиц из санкционных списков в уставном капитале (прямо или косвенно);

  • наличия совместного контроля с другими подсанкционными лицами.

Даже если проверяемая компания не фигурирует в списках, но более 50% её контролируют SDN-лица, она считается заблокированной по правилам OFAC и аналогичным подходам ЕС. Но критерии контроля и аффилированности более сложны и имеют разнообразное применение.

4. Анализ сделок и отраслевой специфики

Юристы проверяют не только саму организацию, но и характер планируемого взаимодействия:

  • подпадает ли сделка под ограничения экспортного контроля или секторальных санкций;

  • возможна ли блокировка транзакции по линии банковского комплаенса;

  • требуется ли разрешение от иностранных или российских регуляторов.

5. Подготовка заключения и рекомендации

По итогам проверки клиент получает:

  • письменное заключение о санкционном статусе компании или контрагента;

  • оценку юридических рисков, включая репутационные и вторичные;

  • рекомендации по изменению условий сделки, отказу от взаимодействия или получению разрешения;

  • при необходимости — шаблоны оговорок, письма для банков и комплаенс-отделов.

Проверка проводится как в рамках санкционного due diligence перед сделкой, так и в процессе комплаенс-поддержки текущей деятельности. Регулярность и глубина анализа зависят от отрасли, юрисдикции контрагентов и уровня санкционного риска.

Успешные кейсы

Примеры правовых решений, разработанных с учётом специфики запроса, отрасли и юрисдикции.

Проверка китайского поставщика перед расчётом в долларах США

Ситуация

Российская компания планировала закупить оборудование у китайского поставщика с оплатой в долларах США. Банк запросил подтверждение отсутствия санкционных рисков, так как компания-поставщик находилась в зоне риска по линии экспортного контроля США.

Наше решение

Мы провели проверку по спискам OFAC, BIS Entity List, проанализировали корпоративную структуру и аффилированность с SDN-лицами. Установили, что поставщик сам под санкции не попадает, но связан с производителем из третьей страны, ограниченным в рамках EAR.

Результат

Подготовили заключение, подтвердили допустимость расчётов при определённых условиях, внесли изменения в условия контракта и расчётов. Платёж прошёл успешно, клиент избежал блокировки со стороны корреспондентов.

Отказ иностранного банка из-за сделки с формально «чистой» российской компанией

Ситуация

Европейский клиент отказался от контракта с российской компанией, сославшись на «возможные санкционные риски». Компания не фигурировала ни в одном из официальных списков.

Наше решение

Провели расширенную проверку: установили, что одним из соучредителей является компания, на 49% принадлежащая SDN-лицу, а также выявили связь через бывшего директора с подсанкционным холдингом. Подготовили меморандум о вероятности блокировки активов при зарубежных расчётах.

Результат

Компания изменила структуру владения и выстроила альтернативную схему взаимодействия с новым партнёром. Сделка была сохранена с другими условиями.

Проверка китайского поставщика перед расчётом в долларах США

Ситуация

Российская компания планировала закупить оборудование у китайского поставщика с оплатой в долларах США. Банк запросил подтверждение отсутствия санкционных рисков, так как компания-поставщик находилась в зоне риска по линии экспортного контроля США.

Наше решение

Мы провели проверку по спискам OFAC, BIS Entity List, проанализировали корпоративную структуру и аффилированность с SDN-лицами. Установили, что поставщик сам под санкции не попадает, но связан с производителем из третьей страны, ограниченным в рамках EAR.

Результат

Подготовили заключение, подтвердили допустимость расчётов при определённых условиях, внесли изменения в условия контракта и расчётов. Платёж прошёл успешно, клиент избежал блокировки со стороны корреспондентов.

Отказ иностранного банка из-за сделки с формально «чистой» российской компанией

Ситуация

Европейский клиент отказался от контракта с российской компанией, сославшись на «возможные санкционные риски». Компания не фигурировала ни в одном из официальных списков.

Наше решение

Провели расширенную проверку: установили, что одним из соучредителей является компания, на 49% принадлежащая SDN-лицу, а также выявили связь через бывшего директора с подсанкционным холдингом. Подготовили меморандум о вероятности блокировки активов при зарубежных расчётах.

Результат

Компания изменила структуру владения и выстроила альтернативную схему взаимодействия с новым партнёром. Сделка была сохранена с другими условиями.

Наши преимущества

20+

Обслуживаемых юрисдикций

800+

Довольных клиентов

Ориентированность на долгосрочный результат

Компетентные и всесторонние решения, которые помогают наладить бизнес-процессы и обеспечить прибыль. Даже в сложных судебных делах.

Уникальные предложения для любой юрисдикции

Наш обширный международный опыт позволяет предлагать уникальные решения, выходящие за рамки стандартных пакетов услуг.

Экспертиза и признание

Наши специалисты публикуются в ведущих изданиях, задавая тренды и укрепляя свой статус экспертов в юриспруденции.

Сотрудничество с лидерами рынка

Среди наших клиентов — крупные компании и лидеры отраслей.

46 лет

Совокупный опыт команды

Вас может заинтересовать

Наша компания предоставляет более 200 наименований услуг в различных областях права более чем в 20 юрисдикциях

Статьи по теме

Все статьи
Международное право Контрсанкции Санкции
14-й пакет санкций ЕС. Ответ на "контрсанкционные" положения АПК РФ

14-й пакет санкций ЕС. Ответ на "контрсанкционные" положения АПК РФ

Начинаем серию обзоров на 14-й пакет санкций ЕС против России. Сегодня рассказываем о запрете на сделки с истцами по 248.1 и 248.2 АПК РФ и на право возмещения судебных расходов для европейских ответчиков по таким делам.

Все статьи