Занятно, конечно, иногда читать про законы и обычаи древнейших государств, особенно сравнивать их с современными правопорядками. Вот, например, в третьем тысячелетии до н.э. (пять тысяч лет назад) в Месопотамии уже существовала проблема ростовщичества каких-то монструозных масштабов. Специфика заключалась в том, что кредит выдавался с совершенно конским процентом (источники говорят о 20, 50 и более процентах, иногда доходящих до 100).
Сам процесс заключения сделки был достаточно проработан, кредитные договоры содержали ряд условий, гарантий, обязательств, сроков и т.д. Имела место определённая судебная процедура взыскания долга, в рамках которой была и передача заложенного имущества, и продажа должника в рабство, кабалу.
Громадный процент людей признавался несостоятельным и оказывался в зависимом положении. Но хорошо ли это для общества, что экономические и социальные акторы оказываются вычеркнуты из жизни общин и общества? Разумеется нет.
Именно поэтому каждый правитель с какого-то периода в первый год своего правления принимал «законы справедливости», это означало прощение всех долгов всех людей и освобождение их из долгового рабства. Это стало настолько частым явлением, что обрело свой ритуал, зажигания огней. Можно сказать, это одни из первых свидетельств рационального популизма.
Но не беспокойтесь, спустя короткий промежуток времени, большая часть освобождённых от долгов людей снова закабалялась. Наверное, поэтому в шумерском общий глагол для "сидеть" и "быть должным".