В некотором смысле юриспруденция близка философии, а юристы любят прыгать по абстракциям. Пример - понятие "объект права" (то, в отношении чего права как таковые могут существовать). По определению они должны быть установлены, вот они и перечислены закрытым перечнем в ГК РФ. Кроме того, есть подотрасли, у каждой есть свои объекты.
Вот объекты вещного права достаточно определены. А есть подотрасль, которую порой не совсем точно называют интеллектуальным правом. Это… как бы вам сказать, очень творческая подотрасль. Она творческая настолько, что, напоминаю, представляя собой подотрасль гражданского права, с закрытым перечнем объектов, включает авторские права, перечень объектов которых, согласно ч. 1 ст. 1259 ГК РФ, открыт!
А как это может быть? Ну вот так, в рамках ограниченной структуры существует практически неограниченная. Я не утверждаю, что объекты гражданского права полностью размываются авторским правом, потому что декларируется лишь множение одной области значений, а не выход за её пределы. Кроме того, перечень открытый, но ограничен: к примеру, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических задач и т.д. Но легче не сильно.
К примеру, научно-прикладное исследование, несмотря на то, что может трактоваться как решение задачи, может быть защищено как научное исследование. Такими оборотами пользуются юристы, чтобы максимально расширять перечень защищаемых прав. Идут суды-пересуды, произведение это или просто решение, принцип, однако существует полезный лайфхак:
Объект авторского права всегда проще защитить, если он указан таковым в договоре. Если Вы исполнитель, всегда обращайте внимание на название того, что собираетесь создать по договору. И если Вам на миллисекунду показалось, что создаёте объект авторского права, немедленно пишите об этом в договоре, уточняя в его предмете, что Вы-де создаёте его творческими усилиями, что он уникален и т.д. А для более точного формирования условий, конечно, лучше обращаться к юристу. К нам, например.