Сокрытие бенефициарного контроля в рамках налогового планирования является сложным и многоаспектным вопросом. Важно понимать разницу между юридическим и экономическим контролем: юридический контроль относится к официальным правам и обязанностям, которые имеют акционеры и директора компании, в то время как экономический контроль связан с реальным влиянием на управление и распределение прибыли компании. Один из способов сокрытия бенефициарного контроля – назначение номинальных акционеров и бенефициаров и исполнительных органов в компании.
В 2022 году одной из проблем стало сокрытие контроля бененефициаров из "недружественных" стран для обхода российских контрсанкций, предусмотренных указами Президента РФ №95 и №618 2022 года. Это привело к поиску новых методов скрытия бенефициарного контроля и созданию сложных структур собственности. Обратная ситуация сложилась и в России: международные компании вправе не раскрывать сведений об исполнительных органах и акционерах в ЕГРЮЛ с целью избежания санкций. Аналогичное право есть у организаций оборонно-промышленного комплекса, стратегических предприятий, а также у компаний, которых определит Правительство РФ по представлению профильных министерств и Банка России, а также у компаний из специального перечня Министерства финансов РФ.
В национальном и международном налоговом праве существуют различные категории бенефициарного владения и контролирующих лиц, что усложняет процесс идентификации истинных владельцев и контролеров компаний. В ряде стран были созданы публичные реестры бенефициаров для повышения прозрачности и упрощения контроля со стороны налоговых органов. Однако судебная практика по вопросам открытых реестров бенефициаров неоднозначна, и в некоторых случаях такие реестры признаны нарушением права на частную жизнь.
В связи с этим, компании и бенефициары продолжают использовать различные методы сокрытия бенефициарного владения, такие как учреждение трастов, использование сложных корпоративных структур с номинальными владельцами и директорами, а также выбор юрисдикций с секретностью владения. Налоговые органы, в свою очередь, разрабатывают и применяют методы раскрытия бенефициарного владения, такие как обмен налоговой информацией между странами, проведение аудитов и проверок, анализ финансовых потоков и операций, а также сотрудничество с правоохранительными органами и регуляторами других стран.
В целом, вопрос сокрытия бенефициарного контроля в рамках налогового планирования остается актуальным и сложным. Власти стремятся ужесточить контроль и повысить прозрачность, в то время как бенефициары и компании продолжают искать способы обхода налоговых регуляций и сохранения конфиденциальности.
Использование номинального сервиса в целях налогового планирования стало распространенным подходом для многих компаний и индивидуальных предпринимателей, стремящихся оптимизировать свои налоговые обязательства. Номинальный сервис позволяет скрыть истинное владение и контроль над компанией, что в свою очередь, в теории, может привести к снижению налоговой нагрузки.
Существует два вида номинального сервиса: полный и частичный. В первом случае лицо, предоставляющее номинальные услуги, и бенефициар вступают в отношения доверительного управления, которое в английском языке также обозначается категорией траста. Номинал подписывает трастовую декларацию, в которой заявляет, что осуществляет права собственности на имущество компании и ее акции в пользу бенефициара до отзыва трастовой декларации бенефициаром. Примером второго типа номинального сервиса является номинальный сервис Индонезии: в силу действующего законодательного запрета полной передачи полномочий компании третьему лицу и осуществления этих полномочий в пользу третьего лица достижение полноценности номинального сервиса происходит путем заключения серии сделок, каждая из которых направлена на частичное отчуждение правомочий акционера компании ее бенефициару.
В рамках налогового планирования компании могут использовать номинальных директоров, акционеров или учредителей, зарегистрированных в юрисдикциях с низкими налогами или особыми налоговыми режимами. Это может помочь снизить обязательства по налогу на прибыль, налогу на дивиденды или другим корпоративным налогам, которые могут возникнуть в юрисдикциях с более высокими налоговыми ставками или строгими налоговыми регуляциями. Однако стоит отметить, что использование номинального сервиса в целях налогового планирования может вызывать определенные риски, связанные с налоговым регулированием и контролем со стороны налоговых органов.
Сокрытие истинных бенефициаров и контролирующих лиц может также помочь избегать двойного налогообложения, если компания действует в нескольких странах. В этом случае номинальные лица могут быть использованы для снижения налоговых обязательств компании и обеспечения налоговых преференций в разных юрисдикциях.
Тем не менее, использование номинального сервиса в налоговом планировании может вызвать дополнительные вопросы со стороны налоговых органов и международных организаций, таких как ОЭСР и ЕС, которые активно борются с уклонением от налогообложения и недобросовестными практиками в сфере налогового планирования. В связи с этим в последние годы были введены меры для повышения транспарентности корпоративных структур, такие как обмен налоговой информацией и создание публичных реестров бенефициаров. Важно помнить, что номинальный сервис должен использоваться в рамках законодательства и международных стандартов. Несоблюдение требований раскрытия информации или участие в недобросовестных налоговых схемах может привести к санкциям, включая штрафы, уголовное преследование или ущерб репутации компании.