ООО "Кадыров, Дроконов и партнёры" Адрес и телефон:
Москва, 3-й проезд Марьиной Рощи, дом 40 строение 1 127018 Москва, Россия
Телефон:+7 (989) 579 07-79, E-mail: info@kdpartners.ru

Язык договора в виде программного кода

Логотип
16/08/2023
Автор: Даниил Кадыров. Управляющий партнёр компании
Автор статьи Язык договора в виде программного кода
16/08/2023
Автор: Даниил Кадыров. Управляющий партнёр компании
Автор статьи Язык договора в виде программного кода
Давайте будем не будем касаться вопроса о том, является ли язык самостоятельным свойством договора, входящем в область значения требований формы или не является таковым (на то есть отдельная дискуссия). Особенностью программного кода является то, что это формальный язык, а не естественный. Естественный язык (русский, английский, французский, китайский и т.д.) – это определённая лингвистическая категория, обладающая своими специфическими характеристиками, в частности, ему свойственна противоречивость единиц информации и двоякость восприятия, в этом скрыта его невероятная ценность и, одновременно, причина неполной применимости для передачи максимально точной информации.
Формальный язык – это, своего рода попытка очищения естественного языка от неоднозначностей, что делает его крайне полезным для программного кода, обращающегося к аппаратному комплексу, который на самом базовом уровне может оперировать только однозначными утверждениями (истина/ложь). При этом, используя естественный язык, люди однозначными утверждениями не оперируют, что крайне актуально особенно при описании сложного и противоречивого социального взаимодействия (договор – это безусловно социальное взаимодействие). Самый яркий пример необходимости использования естественного языка – это понятие «форс-мажор».

Таким образом, формальный язык лишает договор полезной многозначности терминов, которая свойственна естественному языку

Другая проблема проистекает из теории волеизъявления. Договор – это однонаправленная выраженная воля двух и более лиц, а значит, что (сюрприз-сюрприз!) программный код должен выражать волю сторон, и выводная программно-аппаратным комплексом информация находилась в соответствии с волей сторон. Это, в свою очередь, означает необходимость такого свойства текста программы как «читабельность». Сразу радикальный пример: если считать целостным договором совокупность программ, включающих ИНС, то как его прочитать? Ответ: никак, ИНС невозможно прочесть как текст в том виде, в котором необходимо.
Другой вопрос: неужели стороны действительно подписываются под программой, которую скорее всего даже не понимают и которая может работать попросту некорректно (в силу слабости кода ли, настройки или иных причин)? Часто стороны даже не видят текст программы за графическим интерфейсом, «нарисованным» программой. Что уж говорить о сложных программах, чьё функционирование связано с многоуровневым взаимодействием с сотнями тысяч строк кода?! Нет, программа не является волеизъявлением.

Волеизъявлением, договором, является инструкция, направленная на исполнение программно-аппаратным комплексом, но никак не программа, которая, суть, перевод этой инструкции на язык, который понятен роботам.


Написать нам
Читайте также
Напишите нам